История создания и интересные факты об автобусах
Каждый день сотни тысяч людей по всему миру пользуются услугами автобусов — самого распространенного и ходового вида общественного транспорта. Он давно стал неотъемлемой и необходимой частью нашей повседневной жизни, и всем хорошо известны преимущества и недостатки автобусов. Однако мало кто интересуется историческими подробностями появления и развития столь важного вида транспорта за завесой повседневности. Узнавать о них точно не стоит!
Содержание статьи:
С чего все начиналось..
Первый механизм, усовершенствованный вариант того, что тогда называлось автобусом, был создан британским изобретателем Ричардом Тревитиком в 1801 году. Под Рождество того года по улицам Кемборна (графство Корнуолл) невиданное доселе транспортное средство приводил в движение паровой двигатель, в салоне которого могли разместиться до восьми пассажиров, подстегивая восторженные толпы веселящихся. За подножкой машины стоял кочегар, неустанно добавлявший уголь в топку. Новое чудо техники выбрасывало в воздух клубы черного, насыщенного дыма, а раздутые клубы, тем не менее, уверенно создавали дальнейшие права на жизнь.
К 1829 году автобус (тогда это средство передвижения уже получило такое название) значительно развился как внешне, так и функционально. К этому времени люди уже смотрели на него не «как на гадкого утенка», а на растущего, красивого лебедя, способного перевозить и развивать до 30 пассажиров. Скорость не могла быть достигнута ни одним из существующих на тот момент видов транспорта.
Быстрое распространение электричества в конце XIX века позволило автобусам выйти на качественно новый уровень эволюции. Вместо паровых двигателей стали использоваться электрические, а в 1886 году появилась возможность пользоваться обновленным и весьма льготным общественным транспортом, который был оставлен на просторах Лондона.
Не обошел бурный технический прогресс и Российскую империю: в 1901 году московский машиностроительный завод «Дук» построил и представил первые в стране электробусы. Они вмещали до 10 человек и имели максимальную скорость движения 20 км/ч.
ХХ век: пик развития
Следующее веское слово в становлении нового вида транспорта было за признанным мастером машиностроения — немцем: в 1896 году завод Бенца показал миру первый автобус с двигателем внутреннего сгорания на бензине. Внешне он выглядел как увеличенная коляска для извозчиков, вмещал в салон восемь пассажиров и развивал скорость до 13 км/ч. Однако поначалу это ноу-хау курсировало лишь между несколькими небольшими немецкими городами по коротким дорогам.
Автобусы с двигателями внутреннего сгорания появились в царской России семь лет спустя: в 1903 году на петербургском заводе «Фрезе» был даже сконструирован более прогрессивный немецкий экземпляр. Он вмещал 10 человек и мог разгоняться до 16 км/ч, но имел серьезный недостаток: открытый салон. Поэтому поездки отменялись в плохую погоду или были очень некомфортными для водителя и пассажиров.
Автобусы еще не приобрели глобального значения в роли общественного транспорта, но технические возможности и уровень комфорта не могли постепенно повышаться. Это не мешало решать главную задачу — перевозить потоки людей на регулярной основе: 12 апреля 1903 года в Лондоне появился первый в истории автобус как вид городского общественного транспорта. В России это судьбоносное событие произошло несколько позже.
Летом 1907 года автобусы под маркой NAG были доставлены из Германии в Архангельск, где их вместимость в 26 человек вскоре завоевала огромный спрос и значительно облегчила передвижение по городу. К ноябрю того же года пассажирские автобусы появились в столице — Петербурге, а в августе 1908 года — в Москве. Однако движение здесь стало устойчивым только после революции и обретения Москвой статуса столицы СССР: в 1924 году был организован первый регулярный автобусный маршрут между бывшей почтовой базой Твери и Каланчевской площадью.
С тех пор автобусы постоянно трансформировались. Его вместимость увеличилась до 50, 100 и 200 человек. В настоящее время строятся специальные машины для доставки людей в аэропорт, организации экскурсий и автобусных туров по странам. Некоторые из них достигают 40 метров в длину и вмещают до 500 пассажиров!
Сейчас можно только посочувствовать тем, кому более 100 лет назад приходилось ездить в открытых кабинах под проклятым дождем и снегом. Самые современные автобусы воспринимаются как шутка, поскольку они предлагают массовое обслуживание на протяжении всей поездки. С телевизором, туалетами и Wi-Fi грех жаловаться на уровень комфорта. И нет никаких оснований полагать, что автобусы остановятся или потеряют популярность в своем развитии.
Для управление автобусом потребуются права, с определенной категорией. Вы имеете возможность обучиться в специальной школе и получить удостоверение только в результате сдачи экзамена. Некоторые считают, что проще купить права на автобус и получить удостоверение водителя не сдавая экзамен, но в этом случае надо помнить про уголовную ответственность.